И.В.Семенов – Теоретические вопросы этиологии,
патофизиологии, патоморфологии и культурологии духовно-психосоматических
болезней
СКАЧАТЬ
И.В.Семенов – Теоретические вопросы этиологии, патофизиологии, патоморфологии и культурологии духовно-психосоматических болезней
***
Работа состоит из 326
страниц компьютерного текста (1264661 знаков): авторского предисловия, 27
(неравновесных по объему) глав, авторского заключения и
постскриптума. В книжном варианте в формате А5 это 668 страниц – в феврале 2005 г. работа издана в кол-ве 100 экз. изд-вом Алт. Гос. Мед. Ун-та на
средства автора.
***
СОДЕРЖАНИЕ
нумерация страниц дана по компьютерной версии (а в
скобках по изданной книге)
Вместо предисловия……………………………………………...………………………………1 (3)
Глава
I. Сложности в изучении духовно-психосоматической патологии…………………..6
(13)
Глава
II. Альтерация и церебральные венозные нарушения…………………….…………...8 (18)
Глава
III. Отек, нарушение ГЭБ и патология сосудистой
стенки……….…………………...9 (19)
Глава
IV. Отек как фактор торможения……………………………………………………...13 (29)
Глава
V. Отек и активность нейронов………………………………………………………..14 (31)
Глава
VI. Тканевая гипогидратация………………………………………………………….15 (32)
Глава
VII. Дисгидратация и скорость протекания нервных
процессов……………………16 (33)
Глава
VIII. Отек и миелинопатия…………………………………….……………………….16
(35)
Глава
IX. Миелинопатия и разобщение в нервной системе………………………………...17 (37)
Глава
X. Отек и симпатические катехоламины……………………………………………...18 (39)
Глава
XI. Отек и мышечное напряжение…………………………………………………….20 (42)
Глава
XII. Отек, демиелинизация и (взаимо)разобщение ЦНС и
сомато-висцеральной сферы…………………………………………………………………………………………...24 (50)
Глава
XIII. Мышечное напряжение и кровоснабжение мышц……………………………..24
(50)
Глава
XIV. Мышечное напряжение и патология внутренних
органов…………………….25 (51)
Глава
XV. Аффективный криз, мышечное напряжение и отечно-сосудистая патология
головного мозга……………………………………………………..…………………………44 (91)
Глава
XVI. Аффективный криз и нейродинамические нарушения………………………...47
(96)
Глава
XVII. Отек и соединительнотканная пролиферация………………………………..52
(106)
Глава
XVIII. Отек и тканевые нарушения……………………….………………………….53
(108)
Глава
XIX. Дисгидратация и дезинтеграция организма. Тканевой
секвестр. "Сущность”…………………………………………………………………………………...56 (115)
Глава
XX. Отек, демиелинизация и искажение информации в нервной системе.
Монитор отклонения……………………………………………………………………………………61 (126)
Глава
XXI. Денервационная сверхчувствительность и
аффективно-когнитивная структура. "Сознательное” и "бессознательное” (часть I)……………………………………………..64
(132)
Глава
XXII. Отек, альтерация, информация и телесная память.
"Сознательное” и "бессознательное” (часть II). Иносказательный язык
больного тела (часть I). Взаимоотношения
"духовного” – Сознания, "психического” – "Я”, и "соматического” – тела (часть I). "Я”
и Сущности. Смерть и "внутренний покойник”………………….………...81 (168)
Глава
XXIII. Духовно-психосоматическая патология как моральный
конфликт. Взаимоотношения "духовного” – Сознания, "психического” – "Я”, и
"соматического” – тела (часть II). Образ и антиобраз. Поза и
антипоза…………………………………………...172 (354)
Глава
XXIV. Духовно-психосоматическая патология и дефект
восприятия Образа…..194 (398)
Глава
XXV. Образ, ландшафты и культура.
Духовно-психосоматическая патология как рабство. Раб и господин…………………………………….………………………………203
(417)
Глава
XXVI. Символ, Образ и поза. Врач, пациент, болезнь.
Иносказательный язык больного тела (часть II) и другие
культурологические аспекты духовно-психосоматической
патологии…………………………………………………………………………………….213 (438)
Глава
XXVII. Экология Символов и общественное здоровье…………………………...281
(576)
Заключение……….………………………………………………………………………….282
(578)
Постскриптум. Предтечи и источники
(или "кухня” моих мышления и творчества)….284 (582)
***
Рецензенты: Ю. А. Высоцкий – проф., д-р мед. наук, проректор по науке
Алтайского государственного медицинского университета, зав. каф. нормальной
анатомии; М. И. Рыбалко – проф., д-р мед. наук, каф. психиатрии с курсом
мед. психологии; А. В. Иванов – проф., д-р философск. наук, каф.
философии Алтайского государственного аграрного университета; М. Ю. Шишин
– проф., д-р философск. наук, каф. культурологии Алтайского государственного института
искусств и культуры.
***
АННОТАЦИЯ (в изданной книге).
Представлены оригинальные взгляды автора на
происхождение и механизмы развития духовно-психосоматической патологии,
рассматриваемой как расплата за допущенную в жизни ошибку морального выбора.
Показана взаимосвязь между симптомами болезни и определенной жизненной
ситуацией, в которой допущена ошибка. Образ этой ситуации запечатляется в
психике и на уровне мозга отображается в виде хронического возбуждения нейронов
аффективно-когнитивной структуры. Рассмотрена роль отека, денервационной
сверхчувствительности и мышечного напряжения в развитии психоневрологической и
сомато-висцеральной патологии. Описана локализация, строение и механизм
действия "монитора отклонения”, искажающего поступающую в мозг информацию.
Предлагается разграничение "бессознательного” на "психическое”, "соматическое”
и "психосоматическое”. С позиций христианской культуры духовные и
психосоматические нарушения, свойственные этим болезням, рассматриваются как
результат жизнедеятельности морально патогенной духовно-психосоматической
Сущности, вселившейся в "бессознательное” человека. Рассчитана на патологов,
врачей, психологов, философов и культурологов, интересующихся данной проблемой.
***
РАСШИРЕННАЯ
АННОТАЦИЯ.
В работе представлены оригинальные взгляды автора на
происхождение и механизмы развития духовно-психосоматической патологии
("духовно-психосоматическая патология” – оригинальный термин автора,
применяемый вместо общепринятого термина "психосоматическая патология”), вслед
за профессором Антонио Менегетти рассматриваемой как жизненно-событийная,
духовно-нравственная и психосоматическая расплата за допущенную в жизни ошибку
морального выбора. Описаны патофизиологические и культурологические механизмы,
при помощи которых реализуется причинно-следственная взаимосвязь –
взаимообусловленность, взаимодетерминированность взаимозависимость,
взаимогенерация, взаимосоответствие, взаимоподпитывание и другое взаимовлияние
между: а клинически проявленными и латентными симптомами и
синдромами и другими, видимыми и невидимыми, внешними и внутренними,
проявлениями духовно-психосоматической патологии, в настоящее время относимыми
к компетенции медицины, б "немедицинскими” проявлениями
данной болезни: общими и парциальными социально-психологическими деформациями
личности, включая ее духовный – культурный и морально-нравственный статус, и в определенными аспектами нравственно патогенной жизненной
ситуации, в которой человеком когда-то совершена и/или продолжает повторяться,
воспроизводиться ошибка морального, принципиального выбора. Предпринята попытка
составления (зачатков) "Словаря иносказательного языка больного тела” –
"толкователя” (по типу "сонника”) некоторых клинических симптомов и синдромов,
условно патологических состояний, косметических нарушений и
анатомо-физиологических, психовегетативных и других индивидуальных особенностей
на предмет их соответствия (причинно-следственной взаимосвязи) определенному
духовному – морально-нравственному, когнитивному и культурному статусу и
определенным жизненным событиям и ситуациям; вводится понятие внешнего,
небиологического – "виртуального тела” и, соответственно, внешней, тоже
небиологической – "виртуальной болезни”.
Морально патогенная ситуация, – по оригинальной
терминологии автора, место-событие в виде Символа первично
воспринимается сознанием человека, в котором перерабатывается в Образ видения
данной ситуации, в первую очередь, с моральных, нравственных позиций. Этот
Образ запечатляется в (нематериальном, надбиологическом) сознании и, позже, в (материальной,
биологической) психике, что на уровне головного мозга (и, возможно, других
отделов центральной и периферической нервной системы) отображается в виде
аффективно-когнитивной структуры – хронического возбуждения паттерна (ансамбля)
нейронов, постоянно увеличивающегося в своих анатомических размерах и
функциональной проявленности и содержащего пейсмекерные группы (пулы), своим
ритмогенезом способствующие принудительному вовлечению в сообщество нейронов –
вассалов патогенного (Символа→)Образа – новых нервных клеток и, следовательно,
психоневрологической экспансии патогенного Образа, а также – тоже
принудительному, стереотипно ошибочному, патологическому – определенному
психосоматическому реагированию и поведению человека в данной или принципиально
схожей ситуации. Нейроны аффективно-когнитивной структуры
кабельно-коммуникативно (проекционно – нервно-волоконно и
медиаторно-синаптически, эфаптически и нейро-глиально) и дистантно-резонансно
(медиаторы из "открытых синапсов”, нейрогормоны, рилизинг-факторы и другие
биохимические посылки, передаваемые с током крови, ликвора и межклеточной
жидкости, а также, возможно, при помощи чрезкостной и/или другой
упруго-волновой передачи) связаны между собой как напрямую: нейрон → нейрон,
так и опосредованно: нейрон → соматическая клетка → другой нейрон, т.е. через
возвратные афферентные импульсные и биохимические информационные
соматоцеребральные посылки от клеток телесных систем, тканей и органов,
проекционно и по-другому связанных с этими нейронами.
Аффективно-когнитивная структура (точнее, все
центральные и, вероятно, периферические нейроны, ее составляющие) является
материально-биологическим нейросубстратом или продуцентом-носителем
психического Образа – "психики” данной болезни, а совокупность ее (этой
структуры) нисходящих соматических и висцеральных проекционных
(нервно-волоконных) и других влияний со временем вызывает формирование "тела”,
точнее, ""тела" в теле” болезни и позы болезни – стойкого паттерна
хронического мышечного напряжения (гладкой и поперечнополосатой мускулатуры).
Условно-рефлекторное возбуждение нейронов
аффективно-когнитивной структуры (индуцированное извне, перцептивно – от
места-события, генератора морально патогенного Символа, и/или изнутри,
проприовисцероцептивно – от мышц позы и/или анатомических образований
""тела" в теле” данной болезни, и/или от подсознательно воспринятого
перцептивного или проприовисцероцептивного микротриггера, действующего
аналогично Символу или позе, с которыми он совпадает по каким-то семантическим
или другим параметрам-характеристикам), достигшее определенной интенсивности и
непрерывно длящееся в течение определенного времени, приводит к патологическому
повышению давления крови в сосудах, васкуляризующих области расположения всех
или части ее, структуры, нейронов (не обязательно расположенных анатомически
компактно – чаще, наоборот, рассредоточенных по корковым, подкорково-стволовым
и, возможно, спинальным, ганглинозным и интрамуральным скоплениям нервных
клеток), и запускает следующую типовую патологическую последовательность: альтерация
сосудистой стенки повышенным внутрисосудистым давлением крови → экстрасосудистая
экссудация (плазмофильтрация) → периваскулярный отек, что приводит к
появлению первичного – всегда церебрального – забарьерного патоморфологического
локуса болезни, первоначально имеющего, таким образом, вид отека ("потоп”).
Экссудация первично начинается через "слабые места” ГЭБ – гематоэнцефалического
барьера, альтерация которых приводит к его прорыву: предположительно это vasae vasorum
артерий и вен головного мозга и vasae
nevrorum интрацеребральных и, возможно, цереброспинальных
нервных трактов (этот тезис обосновывается и иллюстрируется в отдельной главе).
Показано универсальное значение образовавшегося отека
в развитии феномена денервационной сверхчувствительности нейронов,
расположенных в его (отека) области, являющегося патофизиологической
первоосновой структурно-функциональной секвестрации (неподконтрольности
"Я”-мозгу) и персистирования аффективно-когнитивной структуры или
Образа-"психики” данной конкретной болезни в нервной ткани, и, позже, в
развитии депривационной сверхчувствительности соматических клеток – основы
секвестрации ("ухода” из-под юрисдикции "Я”-мозга) частей органов и тканей,
образующих "тело” (""тело" в теле”) болезни. Описаны комплексные
патоморфологические и патофизиологические изменения жизнедеятельности в локусах
(областях) отечной органно-тканевой секвестрации:
дисциркуляторно-гипоксические, денервационно-дистрофические, аллергоиммунные,
эндокринологические, соединительнотканные, онкомутационные, токсико-шлаковые,
полибиохимические, дисметаболические и другие, и их (этих изменений) внешние –
видимые и регистрируемые проявления: клинические (и параклинические, в
частности, электрофизиологические), биоритмологические, локомоторно-двигательные,
психологические, поведенческие и другие.
Изложены патофизиологические механизмы, при помощи
которых хроническое мышечное напряжение – телесная поза данной болезни вызывает
появление, персистирование и усугубление психоневрологической и сомато-висцеральной
патологии. Эти механизмы именуются патофизиологическими "ударами”, "наносимыми”
по организму при появлении или нарастании позного мышечного напряжения, в свою
очередь, обусловленного появлением или усилением аффекта – одного из психоневрологических
проявлений повышения активности нейронов аффективно-когнитивной структуры,
вызванного явной или тайной условно-рефлекторной внешнесредовой или внутренней
(внутрипсихосоматической) активацией в "Я” Образа-"психики” данной болезни либо
обусловленного обострением морального конфликта – (внематериальной,
надбиологической) духовно-нравственной первоосновы болезни. Выделено четыре
ударных воздействия или "удара”: а гемодинамический, б импульсно-ирритативный, в
медиаторно-биохимический и г токсико-шлаковый;
отдельно разбираются патоморфологическая основа и патофизиологические
составляющие каждого из этих "ударов” и общие и селективные последствия их
суммарного или изолированного "нанесения” по различным системам, органам и
тканям биологического организма в виде развития различных осложнений,
пато(мета)морфозов и исходов либо данной болезни, либо параллельно протекающих
других духовно-психосоматических заболеваний и/или пред- и патологических
состояний и заболеваний иной природы.
В отдельной главе описаны анатомическая локализация,
гистологическое строение, механизм – принцип действия, а также жизненные –
внешнесобытийные, морально-психологические и церебронейросоматические
последствия функционирования "монитора отклонения” – открытого
профессором Менегетти патологического (психо)цереброневрологического устройства
(анатомического [ново]образования), искажающего перцептивную – внешнесредовую и
проприовисцероцептивную – внутриорганизменную информацию, поступающую не только
в головной мозг, но и во многие нервные клетки центральной и периферической
нервной системы, а от них (дезинформированных нейронов) поступающую к другим
нейронам и соматическим клеткам-мишеням – получателям командной и другой
информации от "обманутых” отделов нервной системы, при этом эфферентные
информационные потоки повторно искажаются "монитором отклонения”. Анализируются
как причины пожизненного существования и постоянного функционирования однажды
появившегося и непрерывно растущего "монитора отклонения”, так и причины
принципиальной невозможности его ("монитора”) ятрогенного или силами организма
уничтожения или хотя бы функциональной инактивации.
Автор рассматривает индивидуальное психическое "Я”
человека как высшее производное проприовисцероцептивной импульсации и описывает
этапы и механизмы его формирования и условия существования, а также причины,
механизмы и условия временных или постоянных исчезновения, подмены либо
появления психических "примесей” к "Я”. Рассматриваются взаимоотношения
"духовного”, "психического” и "телесного” в человеке.
Предлагается разграничение индивидуального
человеческого "бессознательного” на "психическое” –
"психоцереброневрологическое”, "соматическое” – "телесное”, и
"психосоматическое” – "психо-телесное”, и обосновываются критерии такого
разграничения: нравственно-моральные, социально-психологические и медицинские –
клинические, патофизиологические и патоморфологические. Обсуждаются
морально-нравственные причины, внешние – контекстуально-событийные и внутренние
– психонейросоматические условия, а также некоторые культурологические,
психологические и патофизиологические механизмы появления (зарождения),
формирования, роста (экспансии), "опорожнения” и уменьшения (размеров –
структурно-функциональной проявленности) "бессознательного” и его
взаимоотношения с "Я-сознательным”. Показывается, что универсальной
организменной патоморфологической первоосновой и главным условием
структурно-функционального существования всех видов – (психо-)анатомических
этажей "бессознательного” является тканевой секвестр, образовавшийся в результате
отека. На основании этих (и других) положений делается вывод о том, что
"сознательное” – это всегда и только "психосоматическое сознательное” и
"здоровое сознательное”, а "бессознательное”: и психическое
(психоцереброневрологическое), и соматическое, и психосоматическое – это всегда
и только "патологическое бессознательное”, "секвестрированное бессознательное”.
С позиций христианской морали, нравственности,
философии, культуры и науки духовно-психосоматический человек рассматривается
как неразрывно-слитное и принципиально (прижизненно) неразрушимое триединство
(внешний мир…↔)структура↔функция↔цель(↔…?) или (внешний мир…↔)Сознание↔Психика↔Тело(↔…?).
Такой подход к устройству человека принципиально позволяет рассматривать
духовные, психические и соматические нарушения, свойственные каждой конкретной
духовно-психосоматической болезни (которых может быть несколько у одного и того
же человека: по числу совершенных ошибок жизненного выбора и индуцированных ими
моральных внутриличностных конфликтов – даже если эти болезни "выглядят” или
рассматриваются – и лечатся – врачами как одна), как результат
жизнедеятельности трояко: духовно, психически и соматически патогенной
духовно↔психо↔соматической Сущности – паразита-Сущности,
ошибки-греха-болезни-Сущности [выросшей в "бессознательном” человека в
результате первичного инфицирования его сознания морально патогенным
внешнесредовым Символом, его (Символа) последующей трансформацией в сознании
(или сознанием) в Образ болезни, инвазией еще бесплотного Образа через некое
сознательно-психическое "соустье” в психику-мозг человека и его (Образа)
первоматериализацией в ней в виде аффективно-когнитивной структуры – "психики”
данной болезни, и последующим воплощением Образа-"психики” в биологическое тело
с образованием Сущности] – сущности-сути его, ошибившегося-согрешившего
человека, жизни-болезни.
Схематически воплощение Символа в человека выглядит
следующим образом: морально патогенный Символ
(из внешнего мира – от определенного места-события) → Образ (в сознании) → Образ-"Психика” (образование в ЦНС
аффективно-когнитивной структуры) → ""тело"
в теле” (соматизация аффективно-когнитивной структуры или телесное
воплощение Образа-"Психики”) → патогенная духовно-психосоматическая Сущность.
Таким образом, духовно-психосоматическая патология –
это результат жизнедеятельности внутри сознания, психики и тела человека
трояко: духовно, психически и соматически патогенной Сущности, являющейся
иерархически организованным неразрывно-слитным духовно-психо-биоорганическим
триединством, продуктом трехуровневого: духовного, психического и соматического
воплощения греха – морально патогенного внешнесредового (беса-)Символа. Это
позволяет принципиально рассматривать всю совокупность необходимых
терапевтических и других мероприятий как экзорсизм или развоплошение, изгнание
беса-греха-болезни-Сущности из телесной, психической и духовной сферы, а только
медикаментозные и другие ятрогенные подходы к лечению, включая психокоррекцию,
психотерапию и психоанализ, считать всегда недостаточными для полного излечения
человека, так как остается моральный изъян (морально патогенный бес-Образ в
сознании, который постоянно психо-телесно воплощается) и его, этого изъяна,
социальные и другие причины и следствия. В то же время, изолированное (без
параллельной коррекции всего комплекса имеющихся психо-телесных нарушений)
устранение морально-нравственного дефекта – первопричины болезни и улучшение
духовного статуса больного человека любыми способами (покаяние, духовные
практики или др.) также никогда не приведет к полному выздоровлению –
триединому духовно↔психо↔соматическому исцелению.
Трактат рассчитан на ученых, преподавателей,
аспирантов, студентов старших курсов и практикующих специалистов в области
нормальной и патологической анатомии и физиологии, на врачей различных
специальностей, биологов, психологов, философов, культурологов и представителей
других гуманитарных наук и специальностей, профессионально изучающих,
интересующихся или сталкивающихся с данной проблемой.
***
Выдержки из
совместной рецензии д.ф.н. А.В.Иванова и М.Ю.Шишина:
А – хвалят. "Жанр
рецензируемой книги необычен, и поэтому ее оценка представляет собой трудную
задачу для специалиста любой отрасли научных знаний, будь то практикующий
врач-педиатр, нейрофизиолог, психолог, культуролог или философ. Дело в том, что
для целостного анализа представленной работы любому из них просто не хватит
профессиональных знаний. Но в такой многомерности и полифоничности авторского
подхода нам видится одно из главных достоинств работы – ее синтетический и
комплексный характер (выделено рецензентами. – И.С.). Соответственно для
врача, привыкшего заниматься телесными хворями человека, она будет интересна и
познавательным богатством и оригинальностью приводимого психологического и
этического материала. Культурологу же, напротив, именно данные из клинической
медицины и психосоматики могут открыть совершенно необычные ракурсы в
понимании, скажем, природы символической реальности или разрушительных для
организма последствий, к которым может привести вроде бы безобидное созерцание
произведений искусства. Наконец, нам, как профессиональным философам, было
интересно читать эту книгу в плане того, какие соматические проявления могут
иметь процессы сугубо моральной природы типа угрызений совести, раскаяния и
т.д.”.
"Что еще представляется заслуживающим всяческой
поддержки – так это профессиональный и систематический уровень обсуждения всех
затрагиваемых в книге проблем”.
"Уже одно то, что И.В.Семенов умно, последовательно и
систематически, да еще на хорошем литературном языке обсуждает проблемы
стольких наук – уже это бесспорный аргумент в пользу того, что данное
исследование следует опубликовать, и оно принесет несомненную практическую и
теоретическую пользу не только исследователям-профессионалам, но и просто
мыслящим людям, серьезно задумывающимся о своем телесном и духовном здоровье”.
"Однако это не исчерпывает достоинств работы. Главное
теоретическое достижение автора на наш взгляд – это обстоятельное
доказательство того факта, что соматические и психические (и духовные! – И.С.)
процессы находятся в нерасторжимом единстве и, более того, что именно наши
душевные метания и моральные терзания, психические образы и навязчивые мысли,
которые традиционная европейская наука и медицина считали бесплотными и
несущественными образованиями, – именно они-то и являются главными причинами
наших физических болезней и, в конечном счете, телесной и духовной смерти.
"Телесно спроецированное страдание я и называю психосоматической патологией” –
так формулирует одну из своих ключевых идей И.В.Семенов (я обосновываю тезис о
том, что не бывает психосоматической патологии, а во всех случаях, относимых к
этой группе заболеваний, всегда развивается духовно-психосоматическая
патология. Человек – это триединство Сознание↔Психика↔Тело или структура↔функция↔цель.
– И.С). Та мощная медицинская фактура, которую он приводит в ее подтверждение,
заставляет не просто соглашаться или не соглашаться с ним, но именно признать
его теоретическую позицию фундаментально обоснованной (выделено
рецензентами – С.И.), а, стало быть, несогласие с ней – потребует приведения
столь же весомых контраргументов. Даже в плане стимулирования творческих
междисциплинарных дискуссий эта работа видится исключительно полезной”.
Б – ругают. "К самым
слабым и плохо обоснованным разделам книги, на наш взгляд, снижающим ее общий
высокий уровень, относятся некоторые разделы главы XXVI (в первую очередь, раздел "Иносказательный язык
больного тела”. – И.С.), где автор слишком уж механистически и субъективно
связывает некоторые болезни и внешние соматические проявления с внутренней
психической жизнью личности, что не столько подтверждает в основном глубокие и
верные выводы автора, сколько снижает их вес, если только вообще не
дискредитируют”.
Мой
комментарий к этим выдержкам.
Конечно, я очень благодарен им – не только моим рецензентам, но еще и друзьям –
за рецензию, но с их, пусть и по-своему аргументированной, критикой некоторых
положений моей работы не могу согласиться. Работая над XXVI-й главой (и некоторыми разделами других глав), я
понимал, что мой вывод о том, что все явные и скрытые патологические
(медицинские) симптомы, наблюдающиеся при духовно-психосоматической (и не
только!) патологии, всегда имеют внешнее место-событийное жизненное
отображение-проявление, будет раздражать многих медиков и не медиков как быка
красная тряпка. Особенно их, – порой, "скованных-отравленных (чужими и нередко
вчерашними-позавчерашними) знаниями” и "не могущих воспарить над фактами и
догмами”, раздражает моя попытка составить своеобразный словарь-толкователь медицинских
симптомов (как бы по типу "сонника”) по принципу: симптом в теле =/↔
"симптом” в жизни. Но, вопреки всем дружеским и не очень предостережениям,
– "Ты знаешь, что начнется, если это опубликовать! На тебя всех собак
спустят!” (некоторые из таких (глупцов)
за глаза даже издевательски, злорадно смеялись, обсуждая этот раздел между
собой, – но я равняюсь на реакцию умных, по-крупному мыслящих и образованных
людей) – я не только оставил эту "скандальную” часть XXVI-й главы, но и существенно ее переработал, более
подробно и обстоятельно аргументировал, увеличил и еще более насытил примерами.
Мало того, я – как, в первую очередь, практический
врач – горжусь своим "толкователем симптомов”, особенно законом-принципом,
лежащим в его основе, – симптом в теле
=/↔ "симптом” в жизни, и
именно ее, эту часть XXVI-й главы, уже можно применять во врачебной и
психологической практике – что я и делаю. Когда (разумеется, умный и волевой) больной – с помощью врача! – поймет и осознает, что скрывается за симптомами его болезни,
что лежит в их – и самой болезни! и
не только этой! – основе, он сам
начнет менять себя и свою жизнь в лучшую сторону – и это будет лучшее лечение.
В свое время, примерно 5-7 лет назад, когда я стал
(способен) замечать обоюдную причинно-следственную взаимосвязь,
взаимоподпитывание и взаимовлияние между конкретной болезнью, образующими ее
патологическими синдромами и отдельными симптомами и вполне конкретным
жизненным событием и (в ряде случаев) даже его составными частями-проявлениями,
мне тоже казалось, что "это чушь”, "этого просто не может быть” и т.п. Но после
того, когда я стал прицельно расспрашивать людей на предмет того, что с
ними произошло до появления (обострения или мета(пато)морфоза) данной болезни
или, наоборот, ее стихания, – особенно при отсутствии правильного или даже
всякого лечения, – я только укрепился в этом своем мнении. В первую очередь, XXVI-я глава и ее раздел "Иносказательный язык больного
тела” важны для врачей-практиков, так как, пока человек не обнаружит и не
(искупит-)исправит (грех-)ошибку, допущенную им в жизни, то, несмотря ни на
какие (психо)терапевтические и другие усилия (хоть умного, хоть глупого – но
Сизифа-)врача, выздоровление совершенно невозможно. Духовно-психосоматическая
патология – это болезнь-страдание или болезнь-расплата за совершенную моральную
ошибку жизненного выбора, и поэтому любой ее симптом – это не просто и не
только одно из медицинских проявлений болезни, а это еще и иносказательный язык
больного тела, которое не только шепчет или даже кричит нам об этой жизненной
ошибке, но и всегда точно на нее указывает. Вот только необходимо расшифровать
и выучить иносказательный язык больного (да и здорового) тела – к этому я и
хочу призвать медицинскую, психологическую, философскую, культурологическую и
другую общественность своим пилотным словарем-толкователем медицинских
симптомов, точнее, зародышем этого словаря, при этом прекрасно отдавая себе
отчет в том, что тема эта мне одному совершенно не по силам. Очень хочется,
чтобы эта общественность, преодолев первое желание обвинить меня в дурости или
шарлатанстве, все-таки непредвзято подумала над этой темой.
Кстати, некоторые врачи-практики не только прекрасно
поняли, что я хочу сказать в этом
разделе, но, порой, и сами приводили мне примеры замеченных ими взаимосвязей
определенных болезней или симптомов с определенными внешними событиями или
ситуациями. Один мой друг – прекрасный врач-практик и очень умный человек –
после прочтения работы сказал мне: "Знаешь, я читал и испытывал чувство, как
будто мне все это уже известно, вот просто выразить не мог” – мне было очень
приятно слышать это и осознавать, что хотя бы в чем-то я попал в точку и
"зацепил” то, что, оказывается, давно волнует, по крайней мере, умных и
образованных врачей (и, добавлю, пациентов).
Таким образом, исправление моральной, нравственной
ошибки, – чего бы это ни стоило! – и
последующее максимально возможное повторное или очередное недопущение этой
ошибки должно стать неотъемлемой частью лечения и профилактики болезней
духовно-психосоматического круга (лечение и профилактика болезней [в том числе
и] верой, знанием, любовью, моралью, нравственностью, культурой). А
катамнестически стойкое исчезновение болезни или какого-то ее синдрома или
симптома (включая патологоанатомические, патофизиологические, биохимические,
аппаратно-диагностические и другие ее, болезни, проявления) – это и есть
истинный и единственно верный критерий (маркер) того, что совесть – инструмент
морали, больше не мучает, не терзает психику и тело (Прометея-)человека, и что
жизненная ошибка(и) им найдена и исправлена; в свою очередь, обострение болезни
– это точное свидетельство повторения-воспроизведения (прежней или
принципиально подобной) жизненной ошибки в той же самой или принципиально
схожей ситуации. Разумеется, такой
путь исцеления и способ жизни понятен, доступен и по (духовным, моральным,
нравственным, волевым и интеллектуальным) силам не многим – единицам. "Народная
религия” – с ней все ясно, "народная психология” – это разжевывание, как
правило, примитивных "тварных” ситуаций (в которые постоянно попадают, по
Ганнушкину, конституционально или ситуационно глупые), а массовая медицина –
это "таблеточный менталитет”, лечение по типу "хлеба и зрелищ”, чтобы "было не
больно, а лучше – приятно, и быстро стало хорошо” (и чтобы непременно бесплатно
или, на крайний случай, почти даром).
Я наивно полагал, что мои оппоненты, консультанты и
рецензенты могут не воспринять (в том числе и агрессивно) другие тезисы,
например, мой вывод о том, что всякая духовно-психосоматическая патология в
итоге вызывается духовно – морально, нравственно, психически и соматически
патогенной (внешний мир↔)духовно↔психо↔соматической(↔…?) Сущностью, извне –
Символически! – воплотившейся в духовно-психосоматического – (внешний мир↔)духовно↔психо↔соматического(↔…?)
человека и выросшей в нем, точнее, это болезнь является медицинским –
есть и другие – проявлением ее жизнедеятельности. Сущность – это продукт
этапного …→духовно→психо→телесного воплощения морально патогенного
внешнесредового Символа (по-иному болезнь – это последствие экзогенной инвазии
и последующего овеществления или внутрисоматической пролиферации патогенной –
морально ошибочной внешнесредовой информации). Символ – послание (в нашем
случае морально патогенное) внешнего Мира, после своей материализации образует
в духовно-психосоматическом человеке живое и почти или полностью автономное от
главного "Я” личности иерархически организованное духовно-психо-биоорганическое
триединство или "суб-Я”-мозг-тело, которое я и называю
духовно-психосоматической Сущностью.
Эти Сущности, подобно кишечным паразитам, заселяют
"Бессознательное” человека, в котором персистируют и из которого тайно
управляют жизнью, здоровьем, поступками и т.д. ничего не подозревающего об этом субъекта (а также его незрячих
библейских "ближних” и лечащих врачей). При рассмотрении проблемы в таком ключе
лечение или, что более точно, исцеление человека, заключается в
развоплощении и изгнании этой Сущности(-болезни) сначала из его тела, после –
из психики и только потом – из духа-сознания, то есть является экзорсизмом.
Для меня
были удивительны их (оппонентов и т.д.) молчание или, наоборот, восторги по
поводу этого (о Сущностях внутри нас) и других подобных тезисов и такое резкое
неприятие раздела об иносказательном языке больного тела и моего пробного
небольшого словарика, все недостатки и слабые места которого я сам прекрасно
осознаю, – но я и осознаю огромный потенциальный креатив и перспективу в
будущем совершить с его помощью революционный прорыв в понимании, диагностике,
лечении и профилактике необозримого количества болезней, так как становится
ясно, что в больном теле человека переплетаются религия, философия и наука,
разделение которых на враждующие ипостаси тоже является одной из причин
современной пандемии духовно-психосоматических болезней. Один профессор
медицины, очень умный, весьма эрудированный ученый и очень образованный человек
и известный (как минимум, в Сибири) специалист-практик – не психиатр – в
области (правда, чисто медицинского – "мясного” или "тварного” лечения)
психосоматической патологии, автор монографий по этой теме, даже отказался,
несмотря на первоначальное собственное предложение, без просьбы с моей стороны,
писать предисловие к моему трактату, так как я, вопреки его пожеланию, не стал
удалять из трактата этот раздел.
Я надеюсь,
что с помощью, пусть и маленькой, моей работы в будущем появятся врачи,
занимающиеся не лечением, а Врачеванием
духа, души и тела больного человека.
ЧИТАТЬ И.В.Семенов – Теоретические вопросы этиологии, патофизиологии, патоморфологии и культурологии духовно-психосоматических болезней
Интересные видео сюжеты и фильмы о том, что есть энергия и информация, и о том, что между...
|