Андрей Жуков
кандидат исторических наук
Новые рисунки в
пустыне Наска
Про рисунки
пустыни Наска сегодня знает почти каждый, кто увлекается загадками древней
истории человечества. Ученые уже более двадцати лет назад определились с
датировкой этого загадочного феномена, отнеся его примерно к середине 1-го
тысячелетия н.э. и приписав его создание местной индейской культуре с тем же
названием - Наска. Но парадокс заключается в том, что после 60 лет исследований
этого древнего феномена, ученые практически не приблизились к разрешению этой
величайшей из загадок человеческой истории, которой являются изображения в Наске.
Плато Наска,
или как его называют в Перу, Пампа Наска - это пустынное плато, изрезанное
многочисленными руслами давно высохших рек. Расположено оно в 450 км к югу от
столицы Перу г.Лимы. Общая территория, покрытая рисунками, протянулась более чем
на 50 км с севера на юг и на 5-7 км с запада на восток. Загадочные линии
покрывают поверхность пустыни площадью примерно в 500 кв. км. Такие изображения,
сделанные на поверхности земли, ученые называют геоглифами. Главная загадка
Наски - это сами линии и полосы, которых здесь насчитывается около 13 000!
Помимо этого на плато известно также около 700 геометрических фигур, прежде
всего, треугольников и трапеций и около 100 спиралей. А вот хорошо известных
рисунков животных, птиц, рыб и насекомых здесь совсем не много - чуть более
тридцати. Все эти изображения в Наске выполнены, как кажется на первый взгляд,
достаточно простым способом, они вырыты в поверхности пустынного плато. Т.е. и
рисунки, и линии, и полосы - суть просто канавки в песочно-галечном грунте. Их
глубина варьируется от 10 до 30 см. А вот ширина отдельных полос может достигать
100 м, а в исключительном случае - даже 200 м. А длина некоторых линии
достигает 8-10 км!
Сегодня
существует более тридцати гипотез, пытающихся объяснить происхождение этих
геоглифов, но ни одна из них не может дать вразумительного ответа на два главных
вопроса: как и для чего была расчерчена эта гигантская "чертежная доска".
Современные геодезические методы не позволяют провести на пересеченной местности
прямую линию длиной до 8 км так, чтобы отклонение не превышало 0,1%. А древние
создатели рисунков Наски, кто бы они не были, это делали. Более того, прямые
линии, тянущиеся на протяжении километров, попросту игнорируют складки рельефа.
Они спускаются в овраги, поднимаются на вершины холмов и при этом совершенно не
нарушается их геометрическая правильность и параллельность боковых границ.
Более того,
плато Наска - не единственная территория в Перу, покрытая загадочными
изображениями. Всего в десятке километров от Наски расположен небольшой город
Пальпа, вокруг которого на плато под названием Пальпа Пампа находятся тысячи
аналогичных полос, линий и рисунков. Широкой публике эти геоглифы на плато
Пальпа стали известны после публикаций Эриха фон Дэникена только в начале 90-х
годов прошлого века. Само плато Пальпа по площади раза в два уступает Наске, но
разнообразие геоглифов в Пальпе гораздо больше. Как и в Наске, на плато Пальпа
подавляющую часть изображений составляют полосы и линии. Полосы могут
раздваиваться, менять свое направление под прямым углом, переходить в
треугольники. В Пальпе была обнаружена полоса шириной в 200 м. По сообщениям
некоторых исследователей, здесь есть линии гораздо более протяженные, чем в
Наске. Размер самой длинной из них якобы достигает 23 км! Логика древних
создателей этого комплекса изображений остается по-прежнему недоступной
современным ученым.
При всем
обилии гипотез о происхождении и назначении геоглифов Наски и Пальпы, сегодня
ученые ничуть не приблизились к разгадке этого загадочного феномена. Трудно
предположить, что такой огромный объем работ, сравнимый по масштабам разве что с
сооружением Великой китайской стены, был выполнен с какой-то одной утилитарной
целью.
Изучение
грандиозного комплекса изображений Наски-Пальпы осложняется еще и тем, что до
сих пор не существует подробных карт, отображающих всю картину геоглифов этого
района. Американцами при помощи аэрофотосъемки были сделаны достаточно
подробные карты-схемы той части плато Наска, где изображены хорошо известные
всем фигуры животных. Но подробных планов всего комплекса Наски, а тем более,
плато Пальпы до сегодняшнего дня нет. Пилоты туристических самолетов
рассказывают, что практически каждый год обнаруживают на плато новые, ранее не
известные геоглифы. Но пилоты - не исследователи и не занимаются фиксацией вновь
обнаруженных изображений. Этим занимаются ученые небольших археологических
миссий из других стран, которые за последние годы активизировали свою работу. И
тут же появились интереснейшие результаты.
В апреле
этого года группа японских исследователей из университета Ямагата обнаружила на
плато Наска целый комплекс ранее неизвестных ученым линий и рисунков. Они
расположены на южной оконечности плато. Эти рисунки были зафиксированы благодаря
анализу снимков с коммерческого американского спутника, полученных в марте 2006
года. Наземные исследования подтвердили данные космической фотосъемки. Новый
комплекс рисунков состоит почти из сотни линий, геометрических фигур, прежде
всего, треугольников и нескольких рисунков животных и человека. Самая большая
фигура длиной более 60 метров изображает некое животное с рогами. Другая фигура
изображает колибри, но этот рисунок отличается от рисунка колибри,
расположенного в центре плато Наска и хорошо известного исследователям.
Группа японских
исследователей под руководством профессора Масато Сакаи работает на плато Наска
с 2004 года. Их задачей является картографирование и каталогизация имеющихся в
Наске линий и рисунков. Следует еще раз подчеркнуть, что, несмотря на более чем
полувековое исследование этого выдающегося памятника древних американских
цивилизаций, до сих пор не существует ни более-менее полного каталога рисунков
Наски, ни подробного плана их расположения. За годы исследований ученые нанесли
на карту лишь несколько участков центральной части плато рядом с долиной реки
Инхенио, где сконцентрировано большинство рисунков животных и птиц. Это вполне
понятно, поскольку столь масштабные работы могут проводиться лишь при
планомерном финансировании и полноценном содействии со стороны правительства. К
сожалению, федеральные власти Перу не имеют достаточных средств для реализации
подобного проекта. Поэтому подавляющее большинство исследований в Наске и
соседних районах проводятся иностранными учеными и энтузиастами-любителями.
Японские
ученые планируют использовать в своей работе данные спутника "Даичи",
запущенного Японским Аэрокосмическим Исследовательским Агентством в январе этого
года. Развитие высоких технологий выводит возможности изучения феномена Наски с
помощью космической фотосъемки на первое место. В мае этого года перуанский
исследователь Джони Исла и его датский партнер Маркус Рейндель, используя данные
аэрофотосъемки и наземные изыскания обнаружили новые рисунки и на плато Пальпа.
Среди более чем 50 рисунков есть изображения людей, птиц, обезьян и кошек. Эти
геоглифы имеют от десяти до пятидесяти метров в поперечнике и расположены
небольшими группами. Это отличает рисунки Пальпа от изображений Наски, где
фигуры животных, как правило, располагаются поодиночке, в обрамлении линий,
полос или геометрических фигур. Сегодня исследователи считают, что геоглифы
плато Пальпа были выполнены представителями культуры паракас, датируемой
примерно 500 - 400 гг. до н.э. В то время как рисунки Наски относят к
одноименной культуре наска, расцвет которой датируется первой половиной
I-го тыс. н.э. Данные датировки являются хоть и
общепринятыми в американской археологии, но, при этом, весьма условными. До сих
пор нет ни однозначных доказательств, ни веских аргументов в пользу того, что
геоглифы Наски-Пальпы были выполнены именно представителями данных индейских
культур. Наоборот, масштаб этого культурного феномена, техника исполнения линий
и рисунков дают почву для самых фантастических гипотез об их происхождении.
Примерно в
полутора сотнях километров к северу от Наски в провинции Писко расположен
полуостров Паракас. Сейчас это национальный заповедник, охватывающий территорию
более чем в 335 тысяч гектаров. Он известен своими фантастическими песчаными
дюнами и многообразием животного мира, прежде всего морской фауны. В то же время
полуостров Паракас является одним из самых богатых археологических районов Перу.
В 1925 г. перуанский археолог Хулио Тельо обнаружил в песках полуострова два
могильника неизвестной культуры. Спустя два года был найден третий могильник.
Оказалось, что все они вместе составляют огромный город мертвых, который получил
название Некрополь Паракаса. В ходе длительных раскопок здесь были обнаружены
429 мумий, располагавшихся в основном в грунтовых могилах, а также в пещерных
захоронениях. На основании этих находок исследователи выделили самостоятельную
археологическую культуру, назвав ее культурой паракас. Особые почвенные условия
полуострова привели к тому, что в древних захоронениях тела погребенных
подверглись естественной мумификации и, кроме того, прекрасно сохранились
органические материалы. Поэтому археологи получили в свое распоряжение
многочисленные образцы древних изделий из шерсти, дерева, кости, древность
которых превышает две тысячи лет.
Полуостров
Паракас известен также благодаря огромному геоглифу, расположенному на покатом
склоне песчаной дюны, смотрящей в открытый океан. Это так называемый "канделябр"
или "трезубец", довольно сложная геометрическая фигура высотой в 120 м. Ее видно
с океана на расстоянии более 10 км. Поэтому исследователи почти единодушно
полагают, что это, своего рода, маяк-указатель для древних мореплавателей.
До недавнего
времени считалось, что этот геоглиф уникален для полуострова Паракас. Однако
открытия этого года опровергли данное мнение. Опять-таки, благодаря космической
фотосъемке в песчаных дюнах полуострова были обнаружены новые геоглифы. Это
оказались не широкие полосы и не геометрические фигуры, хорошо известные в Наске.
Вновь открытые геоглифы Паракаса представляют из себя сложную комбинацию из
узких не очень длинных линий и множества округлых ям, расположенных в
определенной последовательности. Их предназначение непонятно, ученые пока не
выдвинули по этому поводу каких-либо гипотез.
Здесь же,
недалеко от долины Писко, на плато Кахамаркилья была найдена странная "полоса",
шириной, примерно в 20 метров и длиной в полтора километра. Эта полоса состоит
из почти 7000 округлых ямок, выбитых в скальной породе. Их рукотворное
происхождение не вызывает сомнений, но местные жители даже не знали о
существовании этой полосы, пока она не была сфотографирована со спутника.
Этот район
продолжает преподносить загадки для все новых поколений исследователей. Но
уникальность рисунков района Наска - Пальпа - Паракас по-прежнему не находит
внятного объяснения.
http://lah.ru
Интересные видео сюжеты и фильмы о том, что есть энергия и информация, и о том, что между...
|