М. Мерло-Понти
Пространство
Анализ как идеально отличительный момент знания не может служить основанием
какого-либо содержания. Само содержание как результат акта рефлексии уже имеет
отношение к миру. Рефлексия не движется в обратном направлении по пути, уже
проложенному конституирующим актом. И естественная, в данном случае, ссылка на
вещественность мира ведет нас к новой концепции интенциональности. Новый подход
необходим, поскольку классическая концепция интенциональности[1], рассматривающая опыт мира с точки зрения чистого
конституирующего акта сознания, Может сослаться на вещественность мира только в
той мере, в какой она определяет сознание как абсолютное небытие и,
соответственно, передает свое содержание "гилетическому слою”, принадлежащему
непрозрачности бытия. Для того чтобы приблизиться к этой новой
интенциональности наиболее непосредственным образом, мы должны рассмотреть
понятие формы восприятия и, в особенности, понятие пространства. И. Кант
попытался провести демаркационную линию между пространством, как формой
внешнего опыта, и вещами, как внутренним содержанием этого опыта. Естественно,
что не существует особой проблемы соотношения того, что вмещает, и его
содержимого, поскольку это отношение осуществляется только между объектами.
Нельзя даже говорить об отношении логического включения, подобного отношению
между индивидом и классом, поскольку пространство предшествует своим
предполагаемым частям, которые всегда извлечены из него. Пространство — это не
Место (реальное или логическое), в котором расположены вещи; оно характеризует
только возможную последовательность их расположения. Это означает, что мы
должны мыслить о пространстве как об универсальной силе, определяющей
возможность соединения вещей, а не представлять его как их вместилище или как
абстрактную характеристику, которой вещи обладают в своей совокупности.
Следовательно, либо я пребываю среди вещей, не рефлексируя, и отношусь к
пространству как к месту, в котором они расположены, или как к их общему
свойству; либо я рефлексирую, схватывая пространство в его источнике, и только
в этот момент осознаю связи, выраженные в данном слове, представляя затем, что
они опосредованы субъектом, который отслеживает и подтверждает их, и, в
результате этого, перехожу от опространствленного пространства к
пространствующему пространству. В первом случае мое тело и вещи, их конкретная
связь, выраженная такими терминами, как верх и низ, правое и левое, близкое и
далекое, могут быть представлены мной как нередуцируемое многообразие; тогда
как во втором случае я открываю единственную и неделимую способность описывать
пространство. В первом случае я заинтересован в физическом пространстве с его
разнообразно специализированными областями; во втором случае — в геометрическом
пространстве, имеющем взаимозаменимые размеры, однородные и изотропные.
ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ
Интересные видео сюжеты и фильмы о том, что есть энергия и информация, и о том, что между...
|